Открытый урок по математике «Автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны»

Опубликовано: Понедельник, 14 мая 2018 в 08:55

Прошло 73 года со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу.

Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.

В группе 13-ПО2, классный руководитель, преподаватель математики Безменова Е.Ю. провела открытый интегрированный урок «Автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны».

Студенты проехали по тропам войны на различном автомобильном транспорте и поработали математиками.

В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации.

Ни до, ни после мир не знал войны кровопролитнее, чем Вторая мировая. И борьба на ее фронтах шла не только между народами, но и между машинами. Мировую войну очень часто называют «войной моторов», в которой техника сыграла ключевую роль. Она убедительно доказала, какое значение имеет автомобиль как массовый вид транспорта. Основным источником пополнения автомобильного парка армии являлась мобилизация автомобилей из народного хозяйства.

Ребята вспомнили тот автомобильный транспорт, который сыграл огромную роль в победе Великой Отечественной войне, и под руководством главнокомандующего выполнили несколько математических расчетов в составе 3 команд.

Самые маленькие «вояки» — мотоциклы. Мотоциклетные части входили в состав механизированных и танковых корпусов, танковых армий и использовались для ведения разведки, патрулирования, связи и так далее. В основном на вооружении в Советской Армии стояли мотоциклы М-72, ставшие «прародителями» сегодняшних «Уралов».

И вот главнокомандующий ставит пред составом первую задачу.

«Мотоцикл движется прямолинейно по закону , где  — расстояние от точки отсчета в метрах,  — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите его  скорость (в метрах в секунду) в момент времени

Что касается автомобилей, то для нужд фронта было мобилизовано все, что имелось в народном хозяйстве. Это легковые автомобили  ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73, полноприводный ГАЗ-61  а также ЗиС-101 для высокого начальства. И вот еще задача, если известны такие достоверные данные, для каждой команды сой автомобиль:

Марка автомобиля Максимальная скорость Расход топлива Объём топливного бака, л

1.                   ГАЗ М1

105 14,5 л/100км 60
2.                   ГАЗ-11-73 110 17 л/100км 60
3.                   ГАЗ 61 107 15 л/100км

60

«Сколько нужно залить в бак топлива, чтобы проехать 200 км, имея 30% запас? (округлить до целых)».

Несколько позже на вооружение поступили первые советские легковые вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, используемые и как штабные автомобили, и как тягачи для легких орудий и минометов.

За годы войны автомобильным транспортом перевезено свыше 625 млн. тонн грузов (что соответствует 39 млн. железнодорожных вагонов). Это составляет примерно 55% от общего объема перевозок.

Автомобили во время войны использовались и как боевые машины. На их шасси монтировались зенитные установки, знаменитые гвардейские минометы «катюша» БМ-8, БМ-13, БМ- 31-12, признанные самым сокрушительным наземным оружием. Второй мировой войны.

И вновь решение задач на расчет количества грузовых автомобилей для перевозки  взводов, рот, батальонов; на процент поставки по ленд-лизу, построение парабол безопасности.

В конце занятия главнокомандующий подвел итоги о огласил команду победителя.

Надежное обеспечение Красной Армии автомобильным транспортом сыграло немаловажную роль в подготовке и проведении военных операций Великой Отечественной войны.

К сожалению, и теперь положение в мире таково, что страны, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.

И чем бы мы в дальнейшем не занимались, что бы мы не выбрали, знания математики нам будут необходимы.