backgroundbackgroundbackgroundbackgroundbackgroundbackground

Сегодня: Четверг, 21 ноября 2024

Рекомендации и советы родителям и подросткам

Профориентация оказывает огромное влияние на жизнь человека. Но при выборе специальности школьник сталкивается с таким количеством трудностей, что зачастую его интерес гаснет, не успев возникнуть.

Работа не волк. Почему подростки равнодушны к выбору будущего?

Причина первая. Люди вокруг не любят свою работу На первый взгляд может показаться, что современные дети намерены жить по принципу Феди из «Приключений Шурика»: «Кто не работает, тот ест!» Но все не так. Ребята прекрасно понимают, как устроен мир, и от работы не отказываются. Про-блема в том, что подавляющее большинство взрослых не любят то, чем зани-маются. Для них это всего лишь средство, чтобы заработать на жизнь, кото-рой они, кстати, тоже не наслаждаются. Поэтому дети воспринимают такую позицию как норму. В деньгах нет ничего плохого, они помогают нам жить, как мы хотим, и покупать, что хотим. Но ведь счастье не только в них. На вопрос, что включает в себя профессия, школьники отвечают: любой че-ловек стремится максимально реализовать себя, получать от своей профессии и удовольствие, и хорошие деньги. Однако, оглядываясь на окружающих, ре-бенок видит совершенно противоположную картину.

Причина вторая. Страх перед взрослой жизнью Все дети хотят как можно быстрее повзрослеть. Зачастую страх перед неизвестностью оказывается го-раздо сильнее. Непонятно, в каком направлении двигаться, и нужен ли он этому миру вообще. Ситуация обостряется, если подросток еще не понял, какая профессия ему интересна.

Причина третья. Непонимание, как и из чего выбирать «В старших классах от подростка ждут конкретики: кем он собирается стать, когда вырастет, и чего хочет от жизни в целом. Но у ребенка нет объективных инструментов для выбора своего будущего».

Причина четвертая. Боязнь поступления Поступление уже давно стало сино-нимом слова «стресс». На этом этапе подростку кажется: он делает самый главный выбор в своей жизни. Оказывается, это не совсем так. В жизни мы постоянно выбираем: от продуктов в магазине до рабочего места. «Выбор работы — это выбор образа жизни. Крайне важно, чтобы то, как ребенок видит свое будущее, совпадало с тем, чего он действительно хочет».

Причина пятая. Нет желания и мотивации действовать Во многих школах нет грамотной профориентации, которая помогла бы подростку определиться. Бывает, приходят студенты психолого-педагогических университетов, прово-дят тестирования, связанные с профориентацией, но результаты тестов дети никогда не увидят. Это тоже негативно сказывается на их мотивации. В итоге ребята так и остаются в недоумении, что же делать дальше.

Как заинтересовать ребенка выбором будущего

  1. 1. Подумайте вместе, зачем вообще человеку требуется профессия. Рас-смотрите на примерах, что включает в себя та или иная деятельность, созвучна ли она с желаниями и способностями ребенка.
  2. 2. Решает — подросток, взрослый — лишь помогает.
  3. 3. Придумайте с ребенком образ идеальной жизни. Потом объясните ему: промежуток между ожидаемым будущим и точкой «сейчас» — это целый путь. Желаемое не появится перед ребенком в ту же секунду, на его осуществление уйдет какое-то время, а иногда и годы.
  4. 4. 10 целей — 10 шагов. Попросите ребенка написать 10 целей, которые ему хотелось бы достичь к 25-ти годам. После он должен описать 10 шагов, способных помочь ему в их достижении. Важно регулярно формировать у подростка причинно-следственную связь: любое действие, направленное на достижение цели, будет иметь эффект.
  5. 5. Читайте, смотрите, пробуйте. В интернете есть информация обо всех компетенциях, анализируя ее, проще сделать правильный выбор. Можно устроить соревнования: кто соберет сведения о большем количестве профессий. Увлеченно обсуждая их, дети с удовольствием включатся в профориентационные мероприятия.
  6. 6. Хочу, могу, надо. Поделите лист бумаги на три блока. Первый — что подросток хочет делать в профессии, второй — что он может делать, третий — что необходимо будет делать. Здесь важно учесть нюанс: десятиклассник порой сам не знает, что входит в функционал выбранной области. Поэтому будет лучше, если вы пропишете, чего он делать категорически не хочет. Подкрепляйте каждую «хотелку/нехотелку» конкретными примерами. Так выбор ребенка будет более осознанным.
  7. 7. Формат интересующей работы. Установка «не хочу работать на дядю» обычно транслируется взрослыми, школьник ее просто повторяет. Но каждый формат (найм, фриланс и т. д.) имеет свои преимущества. Возможно, именно этому ребенку будет комфортно в роли исполнителя. Другой — хорошо справится с проектной деятельностью, поскольку ему сложно работать в жестких рамках, а третий — обретет счастье и успех, открыв свой бизнес.
  8. 8. Сужаем круг. Как уже говорилось, изменения мира сказываются на всех профессиональных направлениях. Можно выделить восемь сфер деятельности: техника и устройства, творчество, общение и взаимодействие, сервис и помощь, управление и организация, информация, природа, спорт и туризм. Важно донести до подростка: все профессии сочетают в себе сразу несколько типов деятельности и требуют различных навыков.

То же самое касается и спикеров, которых приглашают школы в рамках профориентации. Обаятельный представитель профессии так красиво и емко может рассказать о своей работе, что дети с готовностью пойдут по его стопам. Но ведь понравился им конкретный обаятельный человек, а о самой профессии, ее подводных камнях они мало что знают. В результате сделанный выбор может обернуться разочарованием.