Профориентация оказывает огромное влияние на жизнь человека. Но при выборе специальности школьник сталкивается с таким количеством трудностей, что зачастую его интерес гаснет, не успев возникнуть.
Причина первая. Люди вокруг не любят свою работу На первый взгляд может показаться, что современные дети намерены жить по принципу Феди из «Приключений Шурика»: «Кто не работает, тот ест!» Но все не так. Ребята прекрасно понимают, как устроен мир, и от работы не отказываются. Про-блема в том, что подавляющее большинство взрослых не любят то, чем зани-маются. Для них это всего лишь средство, чтобы заработать на жизнь, кото-рой они, кстати, тоже не наслаждаются. Поэтому дети воспринимают такую позицию как норму. В деньгах нет ничего плохого, они помогают нам жить, как мы хотим, и покупать, что хотим. Но ведь счастье не только в них. На вопрос, что включает в себя профессия, школьники отвечают: любой че-ловек стремится максимально реализовать себя, получать от своей профессии и удовольствие, и хорошие деньги. Однако, оглядываясь на окружающих, ре-бенок видит совершенно противоположную картину.
Причина вторая. Страх перед взрослой жизнью Все дети хотят как можно быстрее повзрослеть. Зачастую страх перед неизвестностью оказывается го-раздо сильнее. Непонятно, в каком направлении двигаться, и нужен ли он этому миру вообще. Ситуация обостряется, если подросток еще не понял, какая профессия ему интересна.
Причина третья. Непонимание, как и из чего выбирать «В старших классах от подростка ждут конкретики: кем он собирается стать, когда вырастет, и чего хочет от жизни в целом. Но у ребенка нет объективных инструментов для выбора своего будущего».
Причина четвертая. Боязнь поступления Поступление уже давно стало сино-нимом слова «стресс». На этом этапе подростку кажется: он делает самый главный выбор в своей жизни. Оказывается, это не совсем так. В жизни мы постоянно выбираем: от продуктов в магазине до рабочего места. «Выбор работы — это выбор образа жизни. Крайне важно, чтобы то, как ребенок видит свое будущее, совпадало с тем, чего он действительно хочет».
Причина пятая. Нет желания и мотивации действовать Во многих школах нет грамотной профориентации, которая помогла бы подростку определиться. Бывает, приходят студенты психолого-педагогических университетов, прово-дят тестирования, связанные с профориентацией, но результаты тестов дети никогда не увидят. Это тоже негативно сказывается на их мотивации. В итоге ребята так и остаются в недоумении, что же делать дальше.
То же самое касается и спикеров, которых приглашают школы в рамках профориентации. Обаятельный представитель профессии так красиво и емко может рассказать о своей работе, что дети с готовностью пойдут по его стопам. Но ведь понравился им конкретный обаятельный человек, а о самой профессии, ее подводных камнях они мало что знают. В результате сделанный выбор может обернуться разочарованием.