О средствах обучения и воспитания

Опубликовано: Вторник, 19 января 2021 в 20:41

Средства обучения, размещенные в лабораториях

Средства обучения, размещенные в учебных кабинетах

Средства воспитания

Воспитательная работа колледжа — неотъемлемая и важная составляющая образовательного процесса.

Основной посыл Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года – это обновление содержания воспитания, использование лучшего педагогического опыта эффективной реализации воспитательного компонента ФГОС СПО. 

Основные запросы современного общества формируются не столько вокруг профессиональных навыков человека, сколько вокруг изменения в сферах потребления, возникновения новых тенденций в общественной жизни, умения своевременно сориентироваться в быстроменяющемся мире, успешной социализации личности.

Именно социализация и выходит на первый план воспитания современного гражданина Российской Федерации, идеал которого описан в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В этой же концепции расшифровывается понятие «социализация».

Социализация  усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

В узком смысле социализация характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими людьми, с социальными общностями (в том числе социальными организациями и общественными институтами) и предполагает приобретение обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения. Социализация разворачивается в пространстве образовательных организаций и в семье.

В широком смысле воспитание и социализация – два взаимодополняющих компонента единого процесса, позволяющего молодому специалисту соответствовать вызовам современного общества:

– корректировать свои цели и структурировать под них свою работу;

– постоянно повышать свою квалификацию, разрабатывать и внедрять новые проекты;

– определять свои неиспользованные ресурсы (надпрофессиональные компетенции), помогающие в достижении жизненного успеха.

Основные навыки, необходимые человеку на современном этапе развития общества, – это управление концентрацией и вниманием, эмпатия и эмоциональный интеллект, творческие способности, сотрудничество (работа в команде) и нестандартное мышление, основанное на желании постоянно обучаться и развиваться.

Основные нормативно-правовые документы современного образования (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации) ставят перед каждой конкретной образовательной организацией определенные задачи воспитания и социализации студентов, решить которые позволяет программа воспитания и социализации студентов (далее – Программа).

Выстраивается своеобразная цепочка взаимосвязанных документов: Программа воспитания и социализации студентов – проекты по направлениям воспитательной работы и социализации, годовой план воспитательной работы, план внеурочной деятельности, план контроля проведения воспитательной работы – самоанализ воспитательной работы.

На основании этих документов осуществляют свою работу классные руководители; социальный педагог; педагог-психолог; педагог-организатор; воспитатели общежития; библиотека колледжа;  специалисты физической культуры и БЖД (цикловой) комиссии; работы кружков и спортивных секций. Перспективное и текущее планирование позволило четко организовать воспитательную работу в педагогическом коллективе. Все планы разрабатываются  своевременно, согласованы и доведены до исполнителей. Плановая документация сдается директору на утверждение к первому сентября.

За организацию и проведение воспитательной работы в колледже отвечает заместитель директора по воспитательной работе. В воспитательном процессе задействованы преподаватели колледжа, классные руководители 1,2,3,4 курсов, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели общежития, руководитель физического воспитания, преподаватель-организатор ОБЖ, работники библиотеки.

Организация деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство учебными группами, направлена на создание условий эффективной воспитательной деятельности при реализации целей и задач воспитания и социализации подрастающего поколения, установленных нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней,  дополнительных задач с учётом социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных муниципальных образованиях, а также на поддержание традиций конкретной образовательной организации, укрепление ее профессионального имиджа, создание благоприятного психологического климата как в группе, так и в образовательной организации в целом.

Приоритетными задачами деятельности по классному руководству, соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, являются:

  1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий в группе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
  2. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
  3. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
  4. Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов Второй мировой войны;
  5. Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, молодежных общественных движений, творческих и научных сообществ.

Содержание, принцип, цели, задачи и направления развития воспитательной деятельности в колледже отражены в Программе воспитания и социализации студентов на 2021-2025 гг. На сновании Программы  строится вся воспитательная работа колледжа, которая направлена на создание оптимальных условий для становления студента как гражданина и будущего профессионала. Особое внимание уделяется профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике употребления алкоголя, психоактивных веществ и табакокурения среди студентов их асоциального поведения.

За организацию и проведение воспитательной работы в колледже отвечает заместитель директора по воспитательной работе. В воспитательном процессе задействованы преподаватели колледжа, классные руководители 1,2,3,4 курсов, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели общежития, руководитель физического воспитания, преподаватель-организатор ОБЖ, работники библиотеки.

Учитывая актуальность проблем в Колледже разработаны: ·

— Программа адаптации студентов первого курса к новым образовательным условиям. ·

—  Программа по профилактике асоциального поведения студентов. · Положение о Совете по профилактике правонарушений и асоциального поведения студентов. ·

— Положение о классном руководителе группы. ·

— Положение о студенческом самоуправления. ·

— Правила внутреннего распорядка. ·

— Положение об общежитии. ·

-Положение о студенческом совете общежития. ·

 Основными формами воспитательной работы в колледже являются: индивидуальные беседы, собрания в группах, проведение классных часов, подведение итогов и анализ успеваемости и дисциплины в группах, на заседаниях студсовета. Организованы и ежегодно проводятся конкурсы: “Лучшая учебная группа колледжа”, «Лучшая комната в общежитии»; проводятся конференции,  в том числе в видеоформате, диспуты, дебаты; встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, ветеранами труда колледжа; участие в молодежной политики на уровне города, республики; проведение фестивалей; смотров художественной самодеятельности; спортивно-массовых мероприятий; предметных олимпиад, организации выставок, профориентационной работы, участие в благотворительных акциях, участие в работе молодежного совета города.

Основные направления воспитательной работы.

В соответствии с главной целью воспитания студентов в колледже приняты основные направления деятельности отдела по ВР:

  1. Гражданско-патриотическое

2.Социализация и духовно-нравственное развитие

3.Экологическое воспитание и ЗОЖ

4.Профессиональное воспитание

5.Социальное партнерство в воспитательной деятельности образовательной организации

  1. Молодёжные инициативы.

В рамках социально-воспитательного направления работы осуществлялась индивидуальная и групповая работа с обучающимися и их родителями (опекунами) несовершеннолетних (беседы, родительские собрания, собрания в группах). Работа педагога-психолога направлена на адаптацию обучающихся к процессу обучения, коллективу. Работа с обучающимися, требующими особого педагогического внимания. Профилактика табакокурения среди студентов и освещение вопроса вреда, нанесённого здоровью, следствие его употребления. Разработка и проведение тренинговых занятий для студентов (по результатам диагностик). Оказание индивидуальной и групповой консультативной помощи. С целью профилактики опозданий на занятия и пропусков занятий без уважительных причин, а также соблюдения обучающимися Правил внутреннего распорядка в колледже организовано дежурство групп. Сформирован Студенческий и профсоюзный совет обучающихся колледжа. В рамках деятельности профкома обучающиеся колледжа получают материальную помощь. Ежегодно проводится оздоровление студентов – детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, а также иных льготных категорий во время летних каникул. во время летних каникул  в лагере «Солнечный» в пгт. Солнечногорское.  В колледже действует Совет профилактики. Ежемесячно проводятся малые педсоветы (Советы профилактики по отделениям) под руководством заведующих отделениями. Ежеквартально проходят заседания педагогического совета колледжа, председателем которого является директор колледжа. Вопросы воспитательной и профилактической работы, равно как и учебного процесса, включены в повестку дня каждого заседания и рассматриваются при директоре. Ресурсы внеаудиторной работы позволяют студентам активно участвовать в волонтёрских акциях, научно-практических конференциях, конференциях по итогам  курсовых работ, в проектной деятельности. Очевидно, что формировать общие и профессиональные компетенции у студентов не только сложно, но и очень ответственно, так как здесь задействованы глубинные психические познавательные процессы, социально-личностные установки — волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многие другие. С целью выявления эффективности выбранных форм внеаудиторной работы, их влияния на формирование общих компетенций у студентов, в случае необходимости их корректировки в колледже проводятся мониторинги эффективности внеаудиторной работы. Используются следующие методы мониторинга образовательной внеаудиторной деятельности и воспитательной работы: — наблюдение – отслеживание изменений компетенций под влиянием внеаудиторной деятельности; — экспликация – метод, позволяющий не только диагностировать происходящие изменения в формировании компетенций, но и оперативно вносить изменения в организацию внеаудиторной работы; — опросные методы – получение информации на основе анализа устных ответов на стандартные и специально подобранные вопросы; — портфолио студента — модель оценивания, которая направлена на выявление уровня сформированности общих компетенций и их совершенствования путем внесения коррекции во внеаудиторную работу. Рассматривая качественную подготовку специалистов как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, администрация колледжа планомерно создает целенаправленную систему воспитания обучающихся, представляющую условия, способствующие подготовке мотивированного конкурентно-способного специалиста и высоконравственной личности.

Реализация системы воспитания в колледже позволяет дать студентам нравственные ориентиры, прочную духовную основу, подлинные, а не мнимые жизненные ценности, в результате которой формируется воспитательная модель: ЛИЧНОСТЬ – ГРАЖДАНИН – СПЕЦИАЛИСТ.

Определяющим педагогическим критерием для нас является повышение статуса воспитания в колледже, создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса, для гармоничного развития личности, реализации ее творческой и гражданской активности, готовности служению Отечеству, повышения профессионального уровня будущих специалистов.

Воспитание в колледже реализуется в рамках профессионального образования и направлено на подготовку конкурентоспособных специалистов. Взаимодействие субъектов воспитания осуществляется как в процессе обучения, так и во внеаудиторной деятельности по различным направлениям:

 гражданско-правовое

 спортивно-оздоровительное

 военно-патриотическое

 художественно-эстетическое

 профессионально-трудовое

 волонтерское

 нравственное

 социальная защита.

Активному становлению личности обучающегося, формированию профессиональной компетентности способствует включенность в разнообразные виды внеаудиторной деятельности в группе, на отделении, на уровне колледжа, в общежитии, вне стен колледжа.

В колледже созданы все необходимые условия для развития высоконравственной успешной личности. Работают более 10 кружков, клубов, студий по интересам, которыми руководят опытные педагоги и талантливые специалисты. Творческие коллективы защищают честь колледжа на краевых, российских и международных конкурсах и фестивалях.

Они неоднократно выступали в детском доме, доме-интернате для инвалидов и престарелых граждан, принимают участие в городских концертных программах и праздниках.

Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности является спортивно- оздоровительная работа, которая предполагает не только занятия физической культурой и спортом, участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках, днях здоровья, но и овладение знаниями о здоровом образе жизни. Успешно работает  Студенческий спортивный клуб «Форвард», который объединил занятия по 5 спортивным секциям. Сборные команды по волейболу, баскетболу, мини-футболу, настольному теннису и шахматам неоднократно становились призерами городских и республиканских  соревнований.